- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Особенности обеспечения прав и свобод гражданина в оперативно-розыскной деятельности
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W013340 |
Тема: | Особенности обеспечения прав и свобод гражданина в оперативно-розыскной деятельности |
Содержание
Воронежский институт МВД России _______________________________________________________________ (кафедра) КУРСОВАЯ РАБОТА по ______________________________________________ (название учебной дисциплины) На тему_________________________________________________________ Выполнил_____________________ (фамилия, имя, отчество, ______________________________ специальность, № группы, уч. взвода) Руководитель __________________________________________ (уч. степень, уч. звание, должность, __________________________________________ фамилия, имя, отчество) Защищена_____________________ Оценена______________________ Воронеж 201_ ПЛАН ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3 Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАНИНА В ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………………………. 5 1.1. Понятие и сущность обеспечения прав и свобод гражданина в оперативно-розыскной деятельности……………………………………….. 5 1.2. Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности как гарантия обеспечения прав гражданина……………………………………. 11 Глава 2. КОНТРОЛЬ И НАДЗОР В СИСТЕМЕ МЕХАНИЗМОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАНИНА В ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………… 18 2.1. Прокурорский надзор за соблюдением законности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности…………………….. 18 2.2. Ведомственный и судебный контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в оперативно-розыскной деятельности………….. 22 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 27 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….... 29 ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования. Достижение целей уголовно-правовой политики государства является одним из направлений соблюдения законности, защиты прав и свобод граждан, их собственности от преступных посягательств и во многом зависит от того, какие средства для решения поставленных задач находятся в распоряжении реализующих ее субъектов. Выполнение обязательств государства по защите прав и свобод граждан требует постоянного совершенствования действующего законодательства, регламентирующего деятельность государственных органов по обеспечению правопорядка, безопасности личности и общества в целом. Наиболее эффективным средством борьбы с преступностью является оперативно-розыскная деятельность (ОРД), которая представляет собой особый вид правоохранительной функции государства. В ее арсенале находятся специальные способы, методы и средства, с помощью которых в итоге достигаются задачи по противодействию преступности и защите конституционных прав человека и гражданина. Вместе с тем сущность оперативно-розыскной деятельности такова, что она неизбежно затрагивает права и свободы личности, вовлекаемой в процесс ее осуществления. Ограничение отдельных прав и свобод граждан в процессе оперативно-розыскной деятельности обусловлено необходимостью решения задач борьбы с преступностью, защитой интересов каждого гражданина в отдельности и общества в целом. Поэтому использование в деятельности правоохранительных органов таких возможностей должно осуществляться лишь в силу обоснованной необходимости, в строгом соответствии и неукоснительном соблюдении законности. Проблемы обеспечения конституционных прав граждан и необходимость дальнейшего совершенствования механизма соблюдения законности в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности обусловили актуальность исследования. Существенный вклад в исследование специфики государственного контроля и надзора за соблюдением прав граждан при проведении оперативно-розыскной деятельности внесли специалисты отраслевых юридических наук: С. Воропаев, О.А. Галустьян, В.Н. Григорьев С.В. Круговых, Н. Лопаткина, А.В. Победкин, И.Ю. Таричко, В.Н. Яшин и другие. Объектом исследования выступают правовые отношения, возникающие в процессе обеспечение прав и свобод гражданина в оперативно-розыскной деятельности. Предметомисследования является совокупность юридических норм, которые регулируют обеспечение прав и граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий, практика соблюдения законности в оперативно-розыскной деятельности. Цель исследования заключается в определении особенности обеспечения прав и свобод гражданина в оперативно-розыскной деятельности. Исходя из цели, определены следующие задачи исследования: 1) изучить понятие и сущность обеспечения прав и свобод гражданина в оперативно-розыскной деятельности; 2) выявить механизм соблюдения прав и свобод гражданина в оперативно-розыскной деятельности; 3) проанализировать специфику прокурорского надзора за обеспечением прав и свобод гражданина в оперативно-розыскной деятельности; 4) установить особенности судебного и ведомственного контроля в механизме обеспечения прав и свобод гражданина в оперативно-розыскной деятельности; В работе использовались методы системного, сравнительно-правового, формально-логического, историко-правового анализа, а также применялись методы логического исследования. Структура работы обусловлена предметом исследования и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников. Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАНИНА В ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 1.1. Понятие и сущность обеспечения прав и свобод гражданина в оперативно-розыскной деятельности Эффективное обеспечение государственной и общественной безопасности неразрывно связано с противодействием преступности и возможно только при комплексном применении государством специальных сил, средств, форм и методов. Особое место при этом занимает оперативно-розыскная деятельность. В соответствии с Федеральным законом РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» субъекты, имеющие право осуществлять оперативно-розыскную деятельность, наделяются специальными полномочиями, в том числе и по ограничению конституционных прав человека и гражданина.1 Статья 5 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», названная законодателем «Соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности», полностью посвящена защите прав человека при проведении оперативно-розыскных мероприятий. Часть первая данной статьи обязывает органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, обеспечивать соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции. Практически это требование обращено к должностным лицам, проводящим оперативно-розыскные мероприятия, что и нашло отражение в формулировке ч. 1 статьи: «Органы (должностные лица), осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при проведении оперативно-розыскных мероприятий должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции». Соблюдение прав и свобод человека и гражданина (в первую очередь - конституционных) обеспечивается точным исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», других федеральных законов и подзаконных (в том числе ведомственных) нормативных актов, определяющих основания, условия, средства и порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий с тем, чтобы исключить необоснованное ограничение этих прав. Так, для проведения оперативно-розыскного мероприятия, ограничивающего конституционные права человека, необходимо получение судебного решения. Оперативно-розыскная деятельность, поскольку она осуществляется преимущественно (или в значительной части) с применением негласных сил, средств и методов, неизбежно вторгается в сферу жизнедеятельности лиц, ставших объектом оперативной проверки, и объективно в силу этого обстоятельства связана с ограничением указанных конституционных прав человека и гражданина. Такое ограничение допускается на основании ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой права и свободы личности могут быть ограниченны федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.2 В соответствии с ч. 1 ст. 23 Конституции Российской Федерации каждый человек имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, а ч. 1 ст. 24 установлен запрет на сбор, хранение, использование, распространение информации о частной жизни лица без его согласия. Сохранение личной и семейной тайны является обязанностью адвокатов, медицинских работников (врачебная тайна), банков (банковская тайна вкладов), сотрудников страховых и других учреждений, вне зависимости от их формы собственности. Частная жизнь - это сфера личных, интимных, семейных, бытовых и иных отношений человека с окружающим миром, не связанных с выполнением официальных, служебных обязанностей. Составными элементами частной жизни выступают неприкосновенность жилища, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. К личным и семейным тайнам относятся сведения о размере вкладов, о состоянии здоровья, деловых, дружеских и иных связях, пристрастиях, пороках, скрытых физических недостатках и другие сведения, которые человек не желает предавать огласке.3 Неприкосновенность частной жизни применительно к соблюдению этого права при проведении оперативно-розыскных мероприятий означает запрещение на вмешательство в семейные, интимные, бытовые и другие отношения, проникновение в личную и семейную тайну, если это не является необходимым для достижения целей оперативно-розыскной деятельности. Преступная деятельность не относится к сфере личной жизни лица, сведения о которой не допускается собирать, хранить, использовать и распространять без его согласия, а потому проведение оперативно-розыскных мероприятий (в том числе и негласных) для разрешения задач оперативно-розыскной деятельности не может рассматриваться как нарушение конституционных прав, предусмотренных ст. 24 Конституции Российской Федерации.4 Вместе с тем Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» (ч. 8 ст. 5) запрещает разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, ставшие известными в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий, без согласия лица, если они не касаются преступной деятельности. Частью 1 ст. 24 Конституции Российской Федерации установлен запрет на сбор, хранение, использование, распространение информации о частной жизни лица без его согласия. Реализация данной конституционной нормы нашла свое отражение в ст. 137 Уголовного кодекса России «Нарушение неприкосновенности частной жизни», в которой законодатель предусматривает ответственность за нарушение неприкосновенности частной жизни.5 Однако изложенные в указанной норме закона санкции могут наступить для субъекта (в том числе и специального) только в случае причинения вреда правам и законным интересам человека и гражданина. В комментарии к Уголовному кодексу Российской Федерации под общей редакцией Ю. И. Скуратова и В. М. Лебедева говорится: «Данное преступление будет оконченным лишь в случае причинения вреда правам и законным интересам граждан. А если оглашение сведений о частной жизни лица способствовало поднятию его авторитета, либо никак не отразилось на его реноме и не причинило вреда его конституционным правам, то содеянное нельзя признать преступлением».6 Исходя из вышеуказанного - если оглашение сведений о частной жизни лица, незаконно добытых в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий способствовало поднятию его авторитета, либо никак не отразилось на его реноме и не причинило вреда его правам - ответственность лица, осуществившего сбор и разглашение таких сведений не наступит. На наш взгляд, из приведенного выше комментария не совсем ясно, каким образом возможно не причинить вред конституционным правам человека, огласив сведения о его частной жизни (пусть даже и не отразившиеся на реноме), при этом предварительно незаконно их добыв. Логичной является невозможность распространения сведений предварительно не собранных. Ответственность должна наступать уже за незаконный сбор такого рода информации, и именно об этом сказано в Конституции Российской Федерации, расширительное толкование которой по общим правилам юриспруденции недопустимо. В части 1 ст. 138 Уголовного кодекса Российской Федерации «Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений» имеется пробел, а именно - предусматривается ответственность за нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений только граждан. Таким образом, установленные в ст. 23 Конституции Российской Федерации права человека на неприкосновенность частной жизни не распространяются на лиц без гражданства, лиц с двойным гражданством и иностранных граждан. Право на неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции Российской Федерации) означает запрет на проникновение в жилые помещения против воли законно проживающих в нем лиц (собственников, арендаторов, нанимателей). Другие лица, проживающие или находящиеся в жилом помещении, таким правом, по мнению Д.В. Ривмана, не обладают.7 Данное утверждение является на наш взгляд не бесспорным. Если лицо вынужденно соглашается на проникновение в жилище (уступая угрозе применения оружия, спецсредств, силовых действий), имеет место нарушение его (лица) конституционного права. Под жилищем понимаются индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилой фонд и пригодное для постоянного или временного проживания, иное помещение или строение, не входящее в жилой фонд, но предназначенное для временного проживания (примечание к ст. 139 Уголовного кодекса Российской Федерации). Данное примечание было внесено в Уголовный кодекс Российской Федерации Федеральным законом РФ № 26 от 20 марта 2001 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод».8 Проведение оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих неприкосновенность жилища, в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности допускается только в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения (ст. 8 «Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий» Федерального закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности»). Право на тайну корреспонденции в смысле ч. 1 ст. 5 Федерального закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» означает право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, закрепленное в ч. 2 ст. 23 Конституции Российской Федерации. Ограничение данного права возможно по смыслу действующего Федерального закона Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности» при проведении таких оперативно-розыскных мероприятий, как контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи. Для проведения этих мероприятий в соответствии со ст. 8 Федерального закона Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности» необходимо судебное решение. Однако перечень указанных выше оперативно-розыскных мероприятий, при проведении которых на законных основаниях ограничиваются права человека и гражданина, нельзя в настоящее время считать исчерпывающим. Из вышеизложенного следует, что успешная реализация такой концептуальной задачи, как обеспечение прав и свобод человека и гражданина в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности, возможна только лишь благодаря строгому соблюдению международно-правовых актов, Конституции Российской Федерации и оперативно-розыскного законодательства. 1.2. Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности как гарантия обеспечения прав гражданина В целях защиты интересов законопослушных граждан, общества и государстванеобходимо принимать соответствующие меры, позволяющие выявлять, предупреждать и пресекать преступления, привлекать к ответственности совершивших их лиц. Именно этому служит оперативно-розыскная деятельность, которая позволяет эффективно отслеживать и ликвидировать криминальные процессы на самых ранних стадиях, в тайне от проверяемых лиц контролировать их поведение, предупреждая возможность совершения ими противоправных деяний или получая информацию для раскрытия преступления. Без оперативно-розыскных мероприятий невозможно организовать получение достоверной информации о тайных планах, намерениях и устремлениях, подозреваемых в противоправной деятельности, заблаговременно создать надежные позиции по предупреждению и раскрытию преступлений. Практика показывает, что в таких ситуациях оперативно-розыскные мероприятия могут оказаться единственным способом получения положительного результата. Учитывая, что значительная часть тяжких преступлений раскрывается исключительно благодаря оперативно-розыскным мероприятиям, такая деятельность является эффективным средством борьбы с преступностью.9 Однако нельзя не видеть, что достижение благородных целей связано с использованием средств, носящих негативный оттенок. В ходе оперативно-розыскной деятельности приходится применять конспиративные меры, использовать легендирование, дезинформацию, устанавливать конфиденциальные отношения, вторгаться вчастную жизнь людей. При этом допускаются тайное проникновение в жилище, прослушивание телефонных переговоров, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, снятие информации с технических каналов связи.10 Возникает вопрос, требующий адекватного ответа: в какой мере допустимы эти средства, какова обоснованность их применения в каждом конкретном случае? Формирование законодательной процедуры ограничения конституционных прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, нормативное определение судебного порядка рассмотрения оперативно-розыскных материалов об их ограничении подчинены цели обеспечения максимальной защиты прав личности от необоснованного вмешательства государственных органов. Однако полностью исключить нарушения этих прав и свобод в процессе оперативно-розыскной деятельности практически невозможно, тем более исключить споры о наличии или отсутствии фактов таких нарушений. Именно поэтому в оперативно-розыскном законодательстве предусмотрено право человека обжаловать действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, как средство реализации принципа уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина в оперативно-розыскной деятельности. Правовой механизм регулирования оперативно-розыскных мероприятий по своей природе такой же, как и других средств и методов оперативно-розыскной деятельности: законодательные нормы определяют общие основы проведения мероприятий, являются исходными для подзаконных нормативных актов, непосредственно регламентирующих порядок их проведения. Законодательством Российской Федерации четко определено проведение оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих права человека в сфере частной жизни. Так, в главе 2 Конституции определяются основные права и свободы человека и гражданина (ст. ст. 17-64), составляющие основу правового статуса личности в России. В частности, согласно части 2 статьи 23 каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. В статье 25 Конституции России изложено предписание о том, что жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом или на основании судебного решения (именно о таких случаях возможных ограничений прав граждан говорится применительно к оперативно-розыскной деятельности).11 Причем права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Вместе с тем Конституцией РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Аналогичные нормы содержатся в Конвенции о защите прав человека и основных свобод, принятой Советом Европы 4 ноября 1950 г. (вступила в силу 3 сентября 1953 г.). Согласно статье 8 Конвенции каждый человек имеет право на уважение его личной и семейной жизни, неприкосновенность его жилища и тайны корреспонденции.12 Не допускается вмешательство государственных органов в осуществление этого права, за исключением случаев, когда это предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах государственной безопасности, общественного порядка или экономического благосостояния страны, для поддержания порядка и предотвращения преступлений, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, охраны здоровья или защиты нравственности, или защиты прав и свобод других лиц.13 В статье 1 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» определено, что оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Законом «Об оперативно-розыскной деятельности», в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Оперативно-розыскная деятельность узаконена, имеет определенный правовой статус. Она основана на Конституции Российской Федерации, Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности», других федеральных законах иных органов государственной власти, подзаконных нормативных актах и осуществляется в строгом соответствии с нормативно установленными правилами и процедурами. Следовательно, это деятельность правовая. Федеральным законом от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», принятым Государственной Думой РФ 5 июля 1995 г., были регламентированы основания и порядок судебного рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий. В частности, статья 9 устранила имевшийся в этой части пробел в законодательстве и установила, что подобные документы рассматриваются судьей по месту проведения таких мероприятий или по месту нахождения органов, ходатайствующих об их проведении. Проведение оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих неприкосновенность жилища, допускается только в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.14 Право на тайну корреспонденции в смысле части 1 статьи 5 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» означает право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, закрепленное в части 2 статьи 23 Конституции РФ. Это право ограничивается при проведении таких оперативно-розыскных мероприятий, как контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи. Для проведения этих мероприятий в соответствии со статьей 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» необходимо судебное решение. Частью 2 статьи 9 «Основания и порядок судебного рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий» Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» установлено, что «основанием для решения судьей вопроса о проведении оперативно-розыскного мероприятия, ограничивающего конституционные права граждан, является мотивированное постановление одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность...». В части 3 статьи 9Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» говорится, что «по требованию судьи ему могут предоставляться также иные материалы, касающиеся оснований для проведения оперативно-розыскного мероприятия, за исключением данных о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, об организации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий» Мотивированность постановления одного из руководителей органа, осуществляющего ОРД, на проведение оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан, означает, что в нем должны быть приведены достаточно основательные доводы, подтверждающие необходимость и целесообразность проведения оперативно-розыскных мероприятий.15 Таким образом, для построения в Российской Федерации правового государства необходима четкая и слаженная работа всех ветвей власти. Особая роль в данном процессе отводится правоохранительным органам, и в первую очередь это охрана прав и свобод человека как высшей ценности. Защита прав и свобод человека и гражданина должна пониматься не только как пассивное ограждение личности от противоправных посягательств, но и как активное их недопущение, а также восстановление нарушенных прав. Признание в оперативно-розыскной деятельности прав и свобод человека и гражданина предполагает, что перечень этих прав, а также стандарты их соблюдения и защиты должны соответствовать требованиям Конституции РФ и международного права. На основании вышеизложенного, можно сделать общий вывод, что обеспечение прав и свобод человека и гражданина в оперативно-розыскной деятельности есть деятельность соответствующих органов, направленная на создание условий (гарантий) по защите, охране и восстановлению нарушенных прав и свобод личности в условиях применения специальных сил и средств для решения задач борьбы с преступностью, добывания информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической и экологической безопасности РФ.В связи с этим формирование законодательной процедуры ограничения конституционных прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, нормативное определение судебного порядка рассмотрения оперативно-розыскных материалов об их ограничении подчинены цели обеспечения максимальной защиты прав личности от необоснованного вмешательства государственных органов. Глава 2. КОНТРОЛЬ И НАДЗОР В СИСТЕМЕ МЕХАНИЗМОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАНИНА В ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 2.1. Прокурорский надзор за соблюдением законности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности Современное общество характеризует активная правотворческая деятельность. Новые экономические отношения требуют от законодателя их правового регулирования и осуществления надзора за точным и неукоснительным выполнением правовых предписаний. Здесь важную роль играют Генеральная прокуратура и ее органы на местах. Анализ действующего законодательства позволяет выделить следующие полномочия, которыми наделен прокурор в надзоре за законностью ОРД. * право (оно же обязанность) осуществлять в порядке надзора проверку законности проведения оперативно-розыскных мероприятий и принимаемых по ним решений, использования результатов оперативно-розыскной деятельности.Проверка может осуществляться не только по поступившим к прокурору жалобам, заявлениям, обращениям физических и юридических лиц о противоправных действиях и решениях органов, осуществляющих ОРД, и представляющих их должностных лиц, но и по собственной инициативе прокурора; * право требовать для ознакомления оперативно-служебные документы, включающие в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационную документацию и ведомственные правовые нормативные акты, регламентирующие порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий.Сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам па конфиденциальной основе, представляются соответствующим прокурорам только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности. До вступления в силу изменений и дополнений в ст. 21 Федерального закона об ОРД право прокурора на ознакомление с оперативно-служебными документами прямо не предусматривалось законом. Оно вытекало лишь из п. 1 ст. 211 УПК и ч. 1 ст. 22 Федерального закона о прокуратуре. Это приводило к массовым отказам в предоставлении прокурорам необходимых для проверки материалов. Новая редакция ст. 21 Федерального закона об ОРД устранила это препятствие к осуществлению надзора, укрепив тем самым гарантии законности оперативно-розыскной деятельности; * право получать от руководителей и должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, объяснения по вопросам, входящим в предмет прокурорской проверки. Здесь, как и в предыдущем случае, действуют ограничения, касающиеся сведений о штатных негласных сотрудниках и других упоминавшийся выше лицах. Это оговорено в ч. 3 ст. 21 Федерального закона об ОРД; * если выводы о законности оперативно-розыскных действий требуют проверки и анализа сведений, выходящих за пределы полномочий прокурора, а также в других необходимых случаях прокурор вправе требовать от руководителя уполномоченного органа проведения ведомственной проверки или ревизии (ст.21, п. 1 Закона о прокуратуре РФ). Это может касаться, в частности, проверки законности использования оперативными работниками предоставляемых им для служебных целей материальныхценностей, помещений, денежных средств, пр. Выводы ведомственной проверки или ревизии, проведенной по требованию прокурора, должны быть представлены ему в письменном виде; * право давать письменные указания о производстве оперативно-розыскных действий. Согласно пункту третьему ст. 7 закона «Об оперативно-розыскной деятельности» такие указания органу, осуществляющему эту деятельность, прокурор может датьтолько по уголовным делам, находящимся в его производстве.16 Реализации названного права прокурора способствует установление обязанности соответствующего органа исполнять в пределах своих полномочий указания прокурора по принятым им к производству уголовным делам (п. 2 ст. 14 того же закона). В целях предупреждения и устранения нарушений закона в процессе оперативно-розыскной деятельности прокурор дает указания и поручения органам, которые ее осуществляют, вносит протесты и представления в адрес руководителей органов, уполномоченных устранить нарушения и их причины, обращается в суд с иском о восстановлении нарушенных неправомерными действиями осуществляющих ОРД органов прав и законных интересов граждан, а также юридических лиц, о возмещении причиненного им морального и материального вреда. Среди нарушений, имеющих место в оперативно-розыскной деятельности, широкий общественный резонанс обоснованно приобретает незаконное вторжение в конституционных правы граждан. В целях предупреждения таких явлений Законом об ОРД 1992 г. был введен порядок, в соответствии с которым проведение оперативно-розыскных мероприятий, связанных с ограничением прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища, допускалось только с санкции прокурора. Это означало обязательную предварительную проверку прокурором законности и обоснованности принятых оперативно-розыскными подразделениями соответствующих органов решений об этих мероприятиях. Только в неотложных случаях они могли производиться на основании мотивированного постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД, однако с обязательным последующим извещением прокурора. С введением Федеральным законом об ОРД 1995 г. судебного контроля за законностью оперативно-розыскной деятельности указанные полномочия прокурора были переданы суду. Вне сомнений, это повысило гарантии соблюдения конституционных прав граждан, но только при том условии, что судебный контроль сочетается с прокурорским надзором.17 Дело в том, что суд (с учетом характера его основных задач и функций в системе органов государственной власти) обращается к вопросам законности оперативно-розыскной деятельности только в случаях поступления к нему жалоб, ходатайств, исковых заявлений, которые он разрешает в порядке гражданского судопроизводства, а также оконченных расследованием уголовных дел о преступлениях сотрудников оперативно-розыскных служб. В результате вне поля зрения суда остаются имеющие место факты, когда прослушивание телефонных переговоров и иные оперативно-розыскные мероприятия, связанные с ограничением конституционных прав граждан, вопреки закону проводятся без разрешения суда, т.к. с ходатайством в суд на получение такого разрешения никто не обращался, а лицо, права которого пострадали, тоже не обратилось в суд. Оно могло длительное время, не знать о проводящихся оперативно-розыскными службами проверках, нарушающих его конституционные права. Практически выявить и устранить подобные нарушения закона может только прокурорский надзор.18 При правильной организации надзора прокурор, используя предоставленные ему законом полномочия, не только по поступлении к нему жалобы, но и по собственной инициативе проверяет исполнение оперативно-розыскными подразделениями установленных законом оснований и порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий: наличие в необходимых случаях решения суда, соблюдения сроков, в течение которых допускается прослушивание телефонных и иных переговоров, и др. 2.2. Ведомственный и судебный контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в оперативно-розыскной деятельности Важную роль в организации ОРД правоохранительных органов, наряду с надзором, осуществляемым органами прокуратуры, играет ведомственный контроль. Он осуществляется руководителями подразделений, субъектов ОРД. Контрольная функция реализуется ими как в процессе повседневного управления работой подчиненных служб, так и в специальных формах, направленных на выявление и предупреждение нарушений законности в ОРД, а также на принятие мер по фактам допущенн....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: